Кузовной ремонт. Как правильно?

Действительно, как правильно? С чего начать и чем должно закончиться?

Начинается все с покупки автомобиля. В любом случае, рано или поздно, любой автовладелец столкнется с этим непонятным и дорогостоящим видом ремонта: кузовной. Порассуждаем доступным бытовым языком, как получить качественную услугу с минимальными затратами. Сразу оговоримся: вопрос «у вас есть кузовной?» часто подразумевает и возможность реставрационно-восстановительного ремонта (устранение сквозной коррозии и т.п.), аспекты которого в данной статье мы пока не рассматриваем.

Сразу после покупки автомобиля в обязательном порядке оформляется полис ОСАГО. Без него машину не поставят на учет в органах ГИБДД. С этим этапом все понятно. Тарифы страховых компаний одинаковы и устанавливаются постановлением правительства РФ. Воспользоваться либо ремонтом, либо оплатой повреждений за счет страховой компании удастся, если виновник ДТП – не вы. При этом, выбрав «направление на ремонт» (что предпочтительнее выплаты), следует учесть, что страховщик не обязан устанавливать на ваш автомобиль новые запасные части оригинального производства. В законе применяется термин «новые». В случае выбора «выплата» будьте готовы, что полученная сумма может оказаться ничтожно маленькой по сравнению со стоимостью ремонта. Далее варианта два: либо смириться, либо, выбрав долгий путь, привлекая независимого эксперта и автоюристов через суд (с гарантией практически 100 процентов) получить компенсацию в полном объеме.

Часто в случае покупки нового автомобиля оформляется и полис КАСКО. При его наличии страховая компания оплатит ремонт в любом случае, вне зависимости от виновности владельца (за некоторым исключением: например, управление ТС в состоянии алкогольного или иного опьянения). Поскольку полис КАСКО дорогой, страховые агенты часто предлагают оформление с большой скидкой в форме «франшиза», и скидка эта может составлять до 50 процентов стоимости. К сожалению, практически никогда владельцу не объясняют, чем он в таком случае рискует. Объясняя простым языком, выглядит это так: Размер полученной в виде франшизы скидки при оформлении договора владелец доплатит в случае обращения на ремонт.

Пример 1: Автомобиль застрахован на 1000000 рублей с франшизой 30000 руб. В результате ДТП, происшедшему через 7 месяцев, автомобиль полностью уничтожен и восстановлению не подлежит. Компенсация составит: 1000000руб. минус потеря стоимости пропорционально сроку эксплуатации (7 месяцев) минус франшиза (30000 руб.).

Пример 2: Автомобиль застрахован на 1000000 рублей с франшизой 30000 руб. В результате ДТП направлен на ремонт, стоимость которого по калькуляции составила 200000 рублей.

170000 рублей сервису оплатит страховая компания, а 30000 (франшиза) – сам владелец.

Пример 3: Тому же автомобилю на парковке повредили зеркало, стоимость которого вместе с работами по окраске и установке 18000 рублей. Поскольку франшиза 30000, страховая этот случай не оплатит. Франшиза превышает стоимость ремонта.

Итак, важный вывод: оформляя полис с большой франшизой, следует четко понимать, что мелкие ремонты придется оплатить за свой счет. И если их не выполнить, при оформлении нового полиса через год, кузовные дефекты будут сфотографированы и под страховое покрытие не попадут.

Однако наиболее распространен третий случай: владелец имеет (или не имеет, что еще печальнее) полис ОСАГО, но не застрахован по КАСКО. Виноват в ДТП, и свою машину нужно делать самому за собственные деньги. Вот тогда и возникает вопрос: куда податься, чтобы быстро, качественно, и дешево. Ответим сразу: так не получится. В любом случае придется выбрать разумный компромисс между этими требованиями. Разберемся, почему так.

Кузовной ремонт в полном объеме представляет собой сложный технологический процесс, включающий в общем случае практически полный спектр ремонтных работ с применением всех разновидностей оборудования. После оформления заявки машина попадает в ремонтную зону, где, после частичной разборки и возможного вызова эксперта для составления дополнительной калькуляции, составляется необходимый перечень запасных частей и материалов.

На этом этапе необходимо сделать экономически разумный выбор и ответить на вопрос, какие запасные части применить (новые оригинальные или неоригинальные, или бывшие в употреблении). Каждая разновидность имеет свои плюсы и минусы: новые оригинальные – отличное качество, но высокая стоимость. Новые неоригинальные – намного дешевле, но не всегда подходят и не идеального качества. Запчасти б/у – при оригинальном качестве и умеренной цене часто имеют дефекты и требуют дополнительных работ перед окраской и установкой. Задача мастера объяснить эти тонкости и помочь сделать разумный выбор.

Итак, цена согласована, запчасти выбраны, что дальше?

Машина поступает «в работу». Сделать качественно и быстро никогда не получается. Не следует верить, если называются заведомо нереально короткие сроки. Правильный технологический процесс подразумевает строгую последовательность операций, выполняемых с применением специализированного оборудования. Например, поврежденную деталь можно отрезать углошлифовальной машиной (болгаркой), и это быстро. А можно точно в соответствии с технологией ремонта отсверлить точечную сварку по заводским креплениям, и это в несколько раз дольше.

Деформации на плоскостях не снимаемых деталей можно выстучать молотком и выровнять большим слоем шпатлевки, и это быстро. А можно применить спецоборудование типа «споттер». Это долго, но выравнивающий слой будет минимальным. Деформацию силовых элементов конструкции кузова необходимо выполнить при помощи профессионального стапеля, а не домкратом, зацепившись за швеллер, торчащий из стены.

Последующую подготовку отремонтированных элементов кузова под окраску также требует точнейшего соблюдения технологии шпатлевания, герметизации швов, грунтования и окрашивания. И это касается не только применяемых материалов, но и режимов сушки (для чего в современных профессиональных покрасочных камерах предусмотрены необходимые режимы температуры и вентиляции), и последующей работы с окрашенными деталями, включая защиту от коррозии после или в процессе сборки.

Лучший вариант перед обращением непосредственно для ремонта попросить показать какую-нибудь машину, готовую к выдаче. Уважающий себя мастер никогда не выдаст автомобиль, тщательно не помытый снаружи и изнутри, а в зоне ремонта у него всегда чисто.

И еще несколько советов:

Удачного ремонта, и не попадайте в ДТП!

Все рассказы